...
Конспект уроку зарубіжна література (7 клас) Картины украинской степи, их связь с главными событиями повести PDF Печать E-mail

Конспект уроку зарубіжна література (7 клас) Картины украинской степи, их связь с главными событиями повести
Цель: показать выразительность гоголевских описаний природы, их созвучность мыслям героев и событиям повести; учить подбору цитатного материала к характеристике Остапа и Андрия; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, составления плана к тексту; развивать связную речь учащихся: работа над устным пересказом; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность.
Оборудование: иллюстрации к повести (гл. I, II) художника Д. Шмаринова.

ХОД УРОКА
І. Актуализация опорных знаний учащихся
1.    Проверка домашнего задания
На доске записано 4 плана второй главы. 2 плана проверяются устно.
После этого работы рецензируются, проводится коррекция.
2.    Блиц-опрос
•    В каком возрасте Бульба отдал сыновей в бурсу?
•    В каком городе они учились?
•    Можно ли знания, полученные в бурсе, практически применить в жизни?
•    Каковы были первоначальные успехи Остапа?
•    Что заставило его выйти в лучшие ученики?
•    Что можно сказать о поведении братьев в бурсе?
•    Кого из них чаще наказывали и почему?
3.    работа над устным пересказом (от лица Остапа и Андрия рассказать о последнем годе учебы в бурсе)
ІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков
1.    работа над иллюстрациями (необходимо назвать эпизод, соответствующий иллюстрации)
1)    Мать, обнимающая спящих сыновей.
•    Какое сравнение употребляет Гоголь, говоря об этой несчастной женщине? («Как степная чайка»)
•    Где можно встретить подобное сравнение?
•    С чем ассоциируется у нашего народа образ матери?
•    Почему Гоголь сознательно использует образ, характерный для фольклора?
2)    Тарас на коне.
•    Какие строки (строка) могут послужить подписью под иллюстрацией? («Старый Тарас думал о давнем»)
•    О чем мог думать (вспоминать) Тарас? (Это были, скорее всего, воспоминания о прежних днях на Сечи и мечты о ней.)
3)    Остап и Андрий на конях.
(Впереди братьев ожидают неизведанные дали и новые встречи, прежняя жизнь как бы отрезана.) Кто из братьев вспомнил о доме и о матери?
2.    Чтение описания степи
•    Каким образом достигается яркость описания? (При помощи цветовых и звуковых характеристик)
•    Почему Гоголь создает такой необычный пейзаж? (Описание природы родного края служит фоном, который подчеркивает стремление казаков служить на благо родине.)
•    Работа над выразительным чтением.
3. Знакомство с Запорожской Сечью. Беседа с элементами текстологического анализа
•    Какой ее увидели Остап и Андрий?
•    Какими были первые впечатления? (Спящий посреди дороги казак олицетворяет могучую волю, которая царит вокруг.)
•    Что искал на Сечи и над чем задумывался Бульба?
•    Найти слова о значении Запорожской Сечи в жизни казаков. («Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»)
IV.    подведение итогов урока
Учитель. По дороге на Сечь молодые казаки более глубоко осознают цель поездки — защита родины. Чувство родины воплощается в описании родной украинской степи, любви к матери, родному дому.
V.    Домашнее задание
Читать главы Ш—УТ, составить план к ним; обратить внимание на нравы и обычаи Сечи.
Глава V. Выписать цитаты об овладении боевой наукой Остапа и Андрия.

 

Яндекс.Метрика >