...
ЖАНПОЛЬ САРТР И ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. PDF Печать E-mail

ЖАНПОЛЬ  САРТР  И  ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.
" Экзистенциализм - это гуманизм". Название этой книги французского философа , писателя и драматурга Жана Поля Сартра может служить девизом экзистенциализма , как самое краткое и точное выражение смысла и назначения целого направления современной философии . Экзистенциализм , или философия существования ( от позднелатинского existentia - существование) зародился в начале 20 века и в течение нескольких десятилетий завоевал широкое признание и популярность.Среди первых представителей экзистенциализма принято считать русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева , хотя основное развитие  это  течение  получило  после  1-ой  мировой  войны в трудах немецких  мыслителей  Мартина  Хайдеггера  и  Карла  Ясперса  и всороковых годах  в  работах  Альбера  Камю ,  Жана  Поля  Сартра  и Симоны  де  Бовуар.В  то  же  времясвоими  предшественниками экзистенциалисты считают Паскаля ,  Кьеркегора ,  Достоевского  и  Ницше .
В  философском  отношениина экзистенциализм  оказали  преобладающее влияние такое  направление как философия жизни ,  а  также феноменология  Гуссерля  и  Шеллера .
Экзистенциализм  как  яркое  проявление нонкомформизмаявился своеобразной реакциейна  духовный кризис ,  вызванный  войнами  и страданиями .В  ситуации  безнадежности  и душевной  растерянности
призыв  экзистенциалистов к  человеческой  подлинности ,  к  чувству человеческого достоинства оказался источником мужества и нравственной стойкости . Экзистенциалистски настроенная личность противопоставляла личное решение , волевой акт уверткам "трусливого разума". В этом смысле характерными являются слова Антуана Сент-Экзюпери : " Франция приняла бой вопреки правде логиков . . . Логики были правы . Война для нас означала разгром . Но разве должна была Франция  ради того ,  чтобы  избавить  себя  от  поражения ,  не  принимать  боя? Недумаю .  И  Франция  интуитивно  пришла  к  тому же решению : никакие увещевания не заставили ее уклониться от боя .
Дух в нашей стране взял верх над разумом. " Именно  поэтому  экзистенциализм  нельзя назвать  академической  доктриной .Его основная тема - человеческое существование , судьба личности в современном мире , вера и неверие , утрата и обретение смысла жизни , близкая любому художнику , писателю , поэту , с одной стороны , делает это направление популярным среди художественной интеллигенции ( Э. Хемингуэй ,С. Беккет , А. Сент- Экзюпери ), а с другой - побуждает самих экзистенциалистов обращаться к языку  искусства ( Сартр ,  Камю ,  Марсель ) .
Экзистенциализм тесно соприкасается с религиозным восприятием мира , причем это в равной степени относится как к религиозному направлению экзистенциализма ( Ясперс , Марсель , Бердяев, Шестов), так  и  к  атеистическому ( Хайдеггер ,  Сартр ,  Камю ,  Мерло-Понти ), поскольку важный  мотив экзистенциалистского  творчества - признание того , что бог умер ( " из жалости к человеку", как часто цитируют Ницше) , сопровождается утверждением невозможности и абсурдности жизни без бога .
Одним из крупнейших представителей атеистического экзистенциализма является и Жан Поль Сартр . Он родился в 1905 году, образование получил в лицеях Ла-Рошели , кончил Высшую нормальную школу в Париже по отделению философии , в 1934 году стажировался во Французском институте в Берлине .Господствовавший тогда во французской университетской культуре абстрактный идеализм Брюнсвика  был  бессилен  что либо противопоставить идеологии  гитлеризма , угрожавшего миру разрушением всех человеческих ценностей. Именно в эти годы всеобщей безысходности Сартр начал свою литературную и общественную деятельность . Известность Сартру принесли роман "Тошнота" (1938) и сборник рассказов "Стена" (1939) , в которых  ярко  проявилось  мировоззрение писателя .  В  самое  трудное  для  Франции время ,в  годы  фашистской  оккупации  Сартр , верный  внутренним  убеждениям ,  был  активным  участником движения  Сопротивления ; тогда им была написана основная философская работа "Бытие и ничто", ставшая его докторской диссертацией . Но популярность Сартр приобрел в послевоенные годы , когда он , совмещая общественную и литературную деятельность (Сартр был основателем  и  директором журнала "Les  Temps  Modernes",  участником  многочисленных  движений  и  организаций) ,  проявил  себя как  писатель и драматург , автор романной трилогии "Пути к свободе"(1945-1949), ряда пьес и автобиографической повести "Слова"(1964) , принесшей ему высшее официальное признание - Нобелевскую премию ( от которой Сартр поспешил отказаться , не желая связывать свое имя с идеологически ангажированным институтом ) . На закате своего творческого пути Сартр все более заметно склонялся к левым , социалистическим идеям, однако это не помешало ему выступить с критикой марксизма как догматического , материалистического учения ("Марксизм и экзистенциализм") .Независимая жизненная позиция , бунтарский дух  Сартра достаточно  убедительно отражают  его  философское мировоззрение ,  которое  внесло значительный вклад в развитие экзистенциализма. При этом идеи Сартра достаточно точно вписываются в рамки базовой теории  экзистенциализма, поэтому,  прежде  чем рассматривать  вклад французского  философа как  таковой ,  в методологическом  плане представляется целесообразным дать  общий  анализ  основных положений экзистенциализма. Экзистенциализм  как целостное  учение строится на принципиально  новом понятии  такой  категории ,  как бытие .  Экзистенциалисты стремятся  понять бытие  как  нечто  непосредственное и преодолеть интеллектуализм как традиционной рационалистической философии , так и науки , предполагающей опосредование - этот основной принцип мышления . Бытие , согласно экзистенциалистам , не есть ни эмпирическая реальность , данная нам во внешнем восприятии , ни та система связей , которая конструируется научным мышлением , ни мир умопостигаемых сущностей , познание которого составляло задачу классического рационализма ; во всех этих случаях проводится различие и даже противопоставление субъекта объекту . Преодоление этой противоположности объекта и объекта , если оно допускается , как, например , у Спинозы или Гегеля , для рационалистов возможно лишь в мышлении и является конечным пунктом , целью их философствования. Экзистенциализм рассматривает бытие как некую изначальную непосредственную , нерасчлененную целостность субъекта и объекта ; познаваемое и познающее в их целостности должны совпасть , и бытие может быть постигнуто только через самое себя . При этом в качестве изначального и подлинного бытия выступает переживание субъектом своего "бытия- в мире". Таким образом , бытие здесь дано непосредственно , в виде собственного бытия - существования , то есть экзистенции .Для  описания  структуры  экзистенции экзистенциалистами был использован феноменологический метод Гуссерля - в качестве структуры сознания выделялась его направленность на другое , интенциональность . В атеистическом варианте экзистенциализма , теоретиком которого был , в частности Сартр , экзистенция определяется как бытие , направленное к ничто и сознающее свою конечность . Структура экзистенции описывается в виде набора модусов человеческого существования . Такие модусы экзистенции , как забота , страх , решимость , совесть определяются через смерть , как способ соприкосновения с ничто . Поэтому именно в пограничной ситуации человек прозревает экзистенцию как глубочайший корень своего существа .Важнейшим свойством экзистенции является выхождение за свои пределы , или трансцендирование . С точки зрения религиозного экзистенциализма , трансцендентное - это бог , и хотя он не познаваем , но все духовное творчество есть выражение стремления к богу , попытка выразить его , хотя и терпящее крушение из-за невозможности адекватного постижения бога .А  продукты  этого творчества есть ни что иное , как шифры трансценденции. Экзистенциалисты-атеисты , в свою очередь , определяют трансценденцию как  ничто ,  как  глубочайшую  тайну  экзистенции . Социальный смысл учения об экзистенции и трансценденции раскрывается в экзистенциалистских концепциях личности и свободы . Личность , как ее видят экзистенциалисты , является самоцелью , а коллектив при этом выступает лишь как средство , обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов ( поскольку развитая экономика предполагает объединение коллективных усилий ). А общество в целом призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности , гарантируя ей правовой порядок , ограждающий личность от посягательств на ее свободу . Но роль общества , по мнению экзистенциалистов , остается , в сущности , отрицательной : свобода , которую оно может предоставить индивиду , является лишь частным ее проявлением - свобода экономическая , политическая и т.д. Подлинная же свобода начинается по ту сторону социальной сферы , в мире духовной жизни личности , где индивиды сталкиваются не как производители материальных благ и не как субъекты правовых отношений , а как экзистенции. Общество  таким  образом  лишь  ограничивает  личность. Экзистенциализм перемещает центр тяжести с родового , общественного на единичного человека . При этом , однако , для религиозного экзистенциализма важен индивидуум не сам по себе , а лишь  постольку ,  поскольку  он  есть" явленность  трансцендентального".
В этой связи вводится различие индивидуальности и личности. По словам Бердяева "личность предполагает существование сверхличного , того , что ее превосходит и к чему она поднимается в своей реализации . Личности нет , если нет бытия выше ее стоящего . Тогда есть лишь индивидуум , подчиняемый роду и обществу , тогда природа стоит выше человека и он лишь часть ее ." Экзистенциализм различает в человеке как бы несколько слоев : природный ( биологический и психологический ) , изучаемый естественными науками и составляющий его природную , эмпирическую индивидуальность; социальный , изучаемый социологией ; духовный , являющийся предметом изучения истории и философии ; и , наконец , экзистенциальный , который не поддается научному познанию и может быть лишь "освещен" философией .Рассматривая проблему свободы , экзистенциализм отвергает как  рационалистическую  просветительскую  традицию ,  сводящую  свободу к познанию необходимости , так и гуманистическую , для которой свобода состоит в раскрытии задатков человека , раскрепощении его "сущностных" сил . Свобода в понимании экзистенциалистов - это сама экзистенция , экзистенция - это и есть свобода . Поскольку же структура  экзистенции выражается  в  направленности  вовне ,  в  трансцендировании ,  топонимание  свободы  различными  представителями  экзистенциализма определяется  их  трактовкой  трансценденции ,  которая  в сущности и является "обиталищем" человеческой свободы . Для религиозных экзистенциалистов это означает , что только в боге можно обрести свободу. В этом  смысле экзистенциалисты  по-новому  выразили  понятие свободы воли, возрождая кантовский категорический императив . В духе Канта экзистенциалисты подчеркивают , что человек отличается от всех природных существ способностью выбирать самого себя и нести ответственность перед самим собой за свой выбор ; более того ,  выбирая  себя ,  человек  тем  самым  выбирает  и  все человечество ,  так  что  выбор - не  просто  его  частное  дело .  Однако  у Канта  человек  должен  выбирать  себя  по  закону  морального  долга, а  в  атеистическом  варианте  экзистенциализма  он  не  имеет  никакого содержательного критерия выбора : он выбирает себя перед лицом непознаваемого трансцендентного ничто . Так , по Хайдеггеру, выборсвоего  Я  предполагает  поставить  себя  перед  самой  последней возможностью своего бытия - смертью . Тем самым человек освобождается от власти сущего , от предметного и социального мира, и оказывается перед лицом бытия , которое есть ничто . Поскольку подлинное бытие и его "принципы" не могут быть сформулированы в виде общезначимых моральных требований , постольку человеку ничто не может облегчить задачу выбора . Однако бытие , по Хайдеггеру , "говорит" человеку в минуту самого глубокого молчания , и только актом своего выбора перед лицом ничто человек обнаруживает - для себя и мира , что ему "сказалось" в этом молчании . В религиозном экзистенциализме выбор происходит перед лицом бога.
Согласно Бердяеву , подлинный выбор - это выбор в себе образа "божьего" ,который составляет сущность личности , но является скрытым для самого индивида , пока он живет в мире "обыденности". Но поскольку в религиозном экзистенциализме бог выступает лишь в своих отрицательных определениях , то в такой трактовке свободы выбора нельзя найти какого-либо содержательного критерия , за что экзистенциализм подвергается критике со стороны традиционного  христианства . Характерна в этом отношении экзистенциалистская трактовка такого важного понятия нравственной философии , как совесть . Поскольку экзистенциализм  не  устанавливает  содержательных  критериев  добра  и зла ,  т.е.  не  строит  систему  нравственной  философии ,  постольку совесть определяется им как призыв экзистенции выбрать себя подлинно , найти себя . Совесть не есть призыв быть добрым и избегать зла - она есть призыв быть самим собой , а не "другим", не "посторонним". Быть свободным - значит не поступать и не думать так , как поступают и думают все . Быть свободным , быть экзистенци ей значит быть самим  собой ,поэтому ,  по  слова  Сартра "человек обречен  быть  свободным .Свобода  предстает  в  экзистенциализме как тяжелое бремя , которое должен нести человек , поскольку он личность . Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой , стать "как все" , но только ценой отказа от себя как личности . Мир , в который при этом погружается человек ,  носит  уХайдеггера  название  "ман" ( man - неопределенно-личное  местоимение ,  аналогичное "всеемству"  Достоевского ) ;  это  безличный  мир ,  вкотором  все  анонимно ,  в  котором нет субъектов действия , а есть лишь объекты действия ; это мир , в котором никто ничего не решает , а потому и не несет ни за что ответственности , мир всеобщей круговой поруки . У Бердяева этот мир носит название "мира объективации" ,  признаками  которого являются : "... 1) отчужденность  объекта от субъекта ; 2) поглощенность неповторимо - индивидуального , личного общим , безлично - универсальным ; 3) господство необходимости ,  детерминации и з вне ,  подавление  и  закрытие  свободы ; 4) приспособление к массивности мира и истории , к среднему человеку , социализация человека и его мнений , уничтожающая оригинальность ." Единственный способ преодоления этого мира ,- учит экзистенциализм ,- самому стать личностью , перестать жить в соответствии с внешними принципами . Однако быть свободным гораздо труднее , чем отказаться от свободы : в век всеобщей унификации и тотальной социализации остаться неунифицированным , в век полного отчуждения остаться неотчужденным , в век всеобщего безверия остаться верным вере как таковой , в то же время не имея действительно живой и конкретной веры , неимоверно трудно . Это значит все время идти против течения , быть обреченным на нонкомформизм , быть вечным аутсайдером в этом мире . Знать , что нет сословия или класса , внутри которого ты будешь "своим", что нет такого уголка на земном шаре , где не пришлось бы жить, постоянно сопротивляясь принятым нормам жизни , что нет такой "позитивности" , с которой можно себя отождествить - это и значит жить "перед лицом ничто", будет ли это ничто именем неведомого бога или названием действительной пустоты . Поэтому под знамя экзистенциализма  встают  и  те ,  кто  ищет  нового ,  неведомого  бога, и  те ,  кто  ничего  не  ищет ,  а лишь  предает  анафеме  все  существующее . Таков общий настрой постоянно ищущего , отрицающего , неудовлетворенного и "безблагодатного", по выражению Бердяева , экзистенциализма . С особенно страстным пафосом этот настрой проявился в творчестве Жана Поля Сартра , наверное , самого атеистического ,  левого  и  пессимистического из  экзистенциалистов .
Миропонимание Сартра сформировалось в мире , зашедшем в тупик , абсурдном , где все традиционные ценности рухнули . Первый акт философа должен был , следовательно , быть отрицанием , отказом , чтобы выбраться из этого хаотичного мира без порядка и цели . Отстраниться от мира , отвергнуть его - это и есть в человеке специфически человеческое  :  свобода .Выражаясь  словами  самого  Сартра ,  вся его  система взглядов строится  на  двух  постулатах  экзистенциализма . Во-первых , в качестве отправной точки Сартр воспринял формулу Достоевского "если бога нет , все позволено", дав ей достаточно  широкое  толкование :  " В  самом  деле ,  все  позволено , если  бога  не  существует .  И  следовательно ,  человек  покинут ,  беспомощен ,  потому  что  ни  в  себе ,  ни  вовне  ему  не  на  что опереться .  Прежде  всего ,  у  него  нет  оправданий .  Если  бога  не существует , мы не имеем перед собой каких-либо моральных ценностей или повелений , которые оправдывают наши поступки . Не может  быть  больше  добра a  priopi ,  так  как  нет  бесконечного  и совершенного разума , чтобы его мыслить . И нигде не записано, что добро существует , что нужно быть честным , что нельзя лгать, и это именно потому , что мы находимся в такой плоскости , где есть только люди . Мы одиноки , и нам нет извинений ." Во- -вторых , Сартр отталкивается в своих рассуждениях от известного экзистенциалистского принципа "существование предшествует сущности ". Суть этого принципа Сартр раскрывает достаточно подробно : " Атеистический экзистенциализм учит , что если бога не существует, то есть по крайней мере одно такое существо , у которого существование предшествует сущности , существо , которое начинает существовать прежде , чем его можно определить каким-либо понятием . Этим существом и является человек , или , как говорит Хайдеггер, человеческая реальность . Что означает здесь , что существование предшествует сущности ? Это значит , что человек сначала существует , оказывается , появляется в мире и только потом он определяется . В представлении экзистенциалиста человек потому не поддается определению , что он первоначально ничего собой не представляет . Он станет человеком лишь позже и станет таким человеком , каким он сам себя сделает . Таким образом , нет человеческой природы , как нет и бога , который бы ее изобрел . Но человек не только таков , каким он себя представляет , но таков, каким он проявит волю стать , и поскольку он представляет сея после того , как уже начал существовать , и проявляет волю после этого прорыва к существованию , то человек есть лишь то, что он сам из себя сделает . Человек - это существо , которое устремляется навстречу будущему и сознает , что оно себя проектирует в будущее . Человек - это прежде всего замысел , который живет своей собственной жизнью . Ничто не существует до этого замысла , ничего нет на сверхчувственном небе , и человек станет прежде всего тем , чем он запроектировал быть ". Это высказывние, несмотря на кажущуюся пространность , является очень важным для понимания дальнейших построений экзистенциалистской теории Сартра . Полагая человека единственным источником воли , Сартр справедливо связывает эту волю с ответственностью : " Но если действительно существование предшествует сущности , то человек ответствен за то, что он есть . Таким образом , первым делом экзистенциализм делает каждого человека собственником того , что он есть , и возлагает на него полную ответственность за его существование ... Но когда мы говорим , что человек ответствен за себя , то это не значит , что он отвечает только за свою собственную личность . Он отвечает за всех . Выбирая себя , человек выбирает всех людей . Нет ни одного такого нашего действия , которое , создавая из нас человека , каким мы хотим быть , не создавало в то же время образ человека , такого , каким он , по нашим представлениям должен быть . Выбор того или иного означает в то же время утверждение ценности того , что мы выбираем , так как мы ни в коем случае не можем выбрать дурное ."
Таким образом , концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории "проекта", согласно которой индивид не задан самому себе , а проектирует , "собирает" себя в качестве такового . Поэтому трус , например , ответствен за свою трусость , и "для человека нет алиби". Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека осознать , что он полностью в ответе за самого себя, свое существование и окружающее , ибо исходит из утверждения , что , не будучи чем-то заданным , человек постоянно строит себя посредством своей активной субъективности , "проекта", "выбора". Не малую роль в этом играет воображение , в котором открывается существенный акт сознания : суть его в том , чтобы отстраниться от данного мира "в себе" и оказаться в присутствии того , что отсутствует . "Акт воображения - магический акт : это колдовство , заставляющее появиться вещь , которая желательна ". Строя в своем воображении проекты самого себя , человек оказывается "впереди , позади  себя ,  никогда - сам ".  А  экзистенцияи  есть  постоянно  живой момент деятельности , взятый в виде внутри индивидуального состояния , субъективно . Но экзистенциализм Сартра не находит иной основы , из которой человек мог бы развить себя в качестве подлинно самостоятельного субъекта , кроме абсолютной свободы и внутреннего единства "проектирующего я". В этом своем возможном развитии личность одинока и лишена опор . Место активной субъективности в мире ,  ее  онтологическую  основу  Сартр  обозначает  как  "ничто". По мысли Сартра , "... человек , без всякой опоры и без всякой помощи
, осужден в каждый момент изобретать человека", и тем самым "человек осужден на свободу". Но тогда основой подлинности могут быть только иррациональные силы человеческого подполья , природа самого индивида , его уникальные биологические зависимости , события и травмы глубокого детства , довлеющие над индивидом , как рок . Определяющие человеческое поведение интуиции, подсказки подсознательного , безотчетные душевные порывы и рационально неосмысленные решения неминуемо приводят к пессимизму или к агрессивному своеволию индивида : "История любой жизни есть история поражения". Появляется мотив абсурдности существования : "Абсурдно , что мы рождаемся , и абсурдно ,что мы умираем ". Человек , по  Сартру , - бесполезная  страсть . Сартр , несомненно , понимал , насколько тяжел груз свободы для человека , не имеющего внутренней опоры , подавленного наследием подсознательного , постоянно мучимого чувством тревоги и страха перед самим собой . И он не стоил иллюзий насчет способности человека быть действительно свободным - тем более , что действительность могла развеять любые иллюзии . Поэтому неудивительно, что все произведения Сартра пронизаны критикой и неприятием окружающего мира . Индивида в современном обществе Сартр понимает как отчужденное существо , возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого существования вообще . Всеобщее значение космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого существования , в которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от исторической самостоятельности , подчинена массовым , коллективным формам быта , организации , государства , стихийным экономическим силам , привязана к ним также и своим рабским сознанием , где место самостоятельного критического мышления занимают общественно принудительные стандарты и иллюзии , требования общественного мнения и безличной "молвы" и где даже объективный разум науки представляется отделенной от человека и враждебной ему силой . Отчужденный от себя человек , обреченный на неподлинное существование , не в ладу и с вещами природы - они глухи к  нему ,  давят  его  своим  вязким  и  солидно-неподвижным  присутствием ,  и  среди  них  может  чувствовать  себя  благополучно  устроенным только  общество  "подонков",  человек  же  испытывает  "тошноту".  Жить в  этом  обществе ,  по  мнению  Сартра ,  как  живет  в  нем  "довольное собой сознание", можно лишь отказавшись от себя , от личности подлинной , от решений и выбора , переложив последние на чью-либо анонимную ответственность - на государство , нацию , расу , семью , других людей . Но и этот отказ - ответственный акт личности ,  ибо  человек  обладает  свободой  воли  всегда . Неся критическую оценку мироустройстройства , экзистенциализм Сартра так и не смог предложить достаточно определенных путейего  преобразования.  Именно эта  не конструктивность  и  оказалась  самым  слабым  местом  экзистенциализма,  что  и  определило  его  дальнейшую судьбу.

 

Яндекс.Метрика >